© Виолетта Баша, еженедельник «Моя семья»

 

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА   

ЛАВРА

 

ЕСЛИ НА ЗЕМЛЕ ЕСТЬ РАЙ –

ТО ЭТО ЗДЕСЬ

 

Сколько на Руси людей – столько и бед. Где помогут маленькому человеку, когда врачи отказались, когда остался без крова и защиты? Много у нас мест святых, но самое главное – это Троице-Сергиева лавра. Это светлое место находится в 60 километрах от Москвы. Троице-Сергиевский мужской монастырь имеет статус лавры и является резиденцией Патриарха Всея Руси. Здесь находятся святые мощи основателя монастыря Сергия Радонежского. Здесь в 1606 году был погребен Борис Годунов. С конца XVII века Успенский собор стал усыпальницей московских митрополитов. Лавра – это не только святыни, храмы, но и целый город, населенный удивительными людьми. Здесь и монахи, среди которых есть замечательные подвижники, и профессора академии, и просто паломники, съезжающиеся к Сергию отовсюду, и студенты духовной семинарии, которые потом разъедутся по самым дальним приходам России.

 

 

Когда не было реанимации и МЧС

 

Самым большим подвижником русской земли считается Святой чудотворец Сергий Радонежский. С раннего детства он был избранником Бога. При его крещении иерей сказал: «Радуйтесь, будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». После смерти родителей он ушел в лес в 60 километрах северо-восточнее Москвы. Построил келью и прожил два года в одиночестве. К нему начали приходить монахи – они построили кельи и церковь.

В 1342 скит стал монастырем, позднее получившим название Троице-Сергиева. Еще при жизни старца здесь происходили чудеса. Современная медицина  только в редких случаях может вернуть человека из состояния клинической смерти, и то, если прошло немного времени с момента, когда человек в это состояние попал. Трудно представить себе, что мертвого человека можно вернуть к жизни в те времена, когда не было ни современных приборов, ни отделения реанимации.  Однако, согласно хронике, Сергий оживил умершего ребенка.

Несмотря на то, что обитель стала богатой, Сергий ходил в лохмотьях, ел чаще всего черствый хлеб, пил простую воду,  все раздавал бедным людям. Те, кто нуждались, могли остаться жить в  обители. Беженцев, гонимых, обездоленных всегда у нас хватало. А вот ни скорой помощи, ни МЧС тогда не было. А был монастырь, где можно было получить и медицинскую помощь, и кров, и еду. Да и простое ласковое слово затравленному человеку, может быть, было важнее всего, и не сравнить было искреннее душевное участие с таблицами и тестами современных психоаналитиков. Перед смертью Сергий сказал: «Если эту заповедь будете хранить, после ухода моего из жизни этой обитель моя весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять».

25 сентября 1392 года Сергий Радонежский ушел в вечность. Но оставил о себе память как о самом добром  сердце России, и ее защитнике.

В  1408 году однажды ночью игумену Никону, возглавившему монастырь после смерти Сергия,  то ли приснился сон, то ли было видение. К нему пришел умерший Сергий и сказал,  что обитель сгорит, но после пожара будет восстановлена.  Так и случилось.  Во время нашествия татарских полчищ Едигея на Москву,  обитель была сожжена. Никон восстановил монастырь. Пред началом строительства нового собора Троицы на месте деревянного, Сергий явился одному человеку и велел передать игумену: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, в воде, утесняющей тело мое?".  Когда рыли рвы для фундамента собора, извлекли мощи Преподобного, и увидели, что не только тело, но и одежда на нем были целы, хотя вокруг была вода. При освящении в 1426 году Троицкого собора туда перенесли мощи Сергия, там они и сейчас.

 

 

Врачи только развели руками

Когда Сергий избирал место для отшельничества, он не заботился о том, чтобы иметь воду поблизости, он специально носил ее издалека, чтобы еще больше увеличить нагрузку и тяготы.  Но число монахов в обители увеличивалось, недостаток воды становился все ощутимее, и монахи попросили Сергия сделать так, чтобы вода стала поближе. Тогда Сергий, взяв с собою помощника , пошел с ним в лесной овраг под монастырем, где увидел лужицу дождевой воды, отпустился на колени и обратился к Богу с молитвою даровать воду. Едва произнес он  молитву, осенил крестным знамением место, где была дождевая вода, коснулся  лужи посохом, как из-под земли забил источник холодной ключевой воды, и она потекла ручьем по долине.  Чудотворный родник течет здесь до сих пор.

С той поры прошло более 600 лет. Много людей исцелялись от вод родников Сергия Радонежского. Рассказывают, что сюда приехал человек, переживший автомобильную аварию. У него были отбиты почки, ребра трудно срастались после переломов, плохо срослось сломанное бедро. После того, как он вошел в холодный источник, ему сразу стало легче, а вскоре он приезжал снова – его уже сняли с инвалидности. Врачи не могли понять, куда делись последствия аварии! Таких случаев здесь немало.

 

Когда сбывается детская мечта

 

Говорят, что кто хоть раз здесь побывает, обязательно возвращается сюда. Кого жизнь допечет, кого люди обидят – всем найдется здесь доброе слово, а то и работа.

С детства Маша была верующей. Жила в глубинке, ходила в церковь еще в те времена, когда религию называли опиумом для народа. В юности удалось ей побывать в Лавре. Помнит, как увидела она картины. На них – Преподобный с медведем последней корочкой хлеба делится, за десять верст воду носит, лес рубит, монаху сухари свои отдает, чтобы не прикасаться к ним до тех пор, пока не отработает за них. Что-то очень чистое и светлое поразило ребенка. Маша обратилась к старцу: «Преподобный Сергий, это, наверное, начало рая тут у тебя». Потом она зашла в трапезный храм, сходила в Троицкий собор и в Успенский. Шла ранняя литургия, она встала в уголок и стала смотреть большими детскими глазами на эту красоту.

Спустя годы она оказалась в Сергиевом Посаде. У нее уже было четверо маленьких детей. И – ни жилья, ни денег. Надеяться могла только на себя, да на Сергия Радонежского. Однажды во сне она увидела, словно поднимается по ступенькам в Троицком соборе к мощам Преподобного. А он прямо из раки ей подает руку. Мария не удивилась, что старец живой, перекрестилась, поклонилась и хотела, как положено, приложиться сначала к ногам, потом к голове. И вдруг сообразила, что это грех, ведь он руку ей подал, а она не подошла к руке. Не сообразила, что можно. И тут только она повернулась и увидела, что Преподобный стоит во весь рост. Мария головой прижалась к его плечу и расплакалась. Ничего она у него не просила, ни работы, ни денег. Только говорила: «Преподобный Сергий, заступись за меня, когда будет Страшный суд». Вдруг ощутила, будто обнял он ее рукой. А она еще сильнее плакать стала.

После этого видения она пошла к отцу Виталию и сказала, что хочет в Лавру. Стала она сначала уборщицей в храмах. А потом вдруг такой голос у нее появился, что стала она певчей в церковном хоре. Простая история, казалось бы. Ну какое в том чудо? А все просто. Была у человека жизнь – не жизнь, а страдания и лишения. А тут нашлась и работа, и жилье, и свое место в жизни. Так что трудоустроил Сергия Марию. И хоре ей хорошо, и не лишним человеком теперь она себя чувствует, и детская мечта сбылась. Вот это и есть главное чудо, когда детские мечты сбываются. Обыкновенное чудо.

 

 

К этому невозможно привыкнуть

 

К мощам Преподобного Сергия Радонежского приходит много людей. Многие приходят «просто так, на всякий случай», мол, хуже не будет. И не слишком верят в чудо. А потом удивляются тому, что здесь видят.

Больных подводят к мощам, и далеко  не всегда все проходит гладко. Чаще всего приводят эпилептиков. Среди них много детей. Один раз мальчика лет тринадцати  с эпилепсией прикладывали к мощам. Он  был худеньким, казался   слабеньким.  Подвели его к  мощам. И тут он стал кричать, голову стали к раке пригибать, человек пять монахов всей силой навалились, и  ничего не получалось. Это было похоже на сильнейший приступ эпилепсии. А монахи говорят по-другому:  «Бес силен». Но суть одна и та же – сильнейшее потрясение. А это значит, какая-то сила все-таки исходит от мощей. Она может или вылечить, или вызвать припадок. Через него и проходит исцеление. Потом болезнь уходит навсегда. Эпилептики начинают биться при подходе к  раке. А после того, как они коснутся  мощей, судороги и конвульсии прекращаются. Одну девочку, больную эпилепсией, монахи с трудом втроем приложили. Но ее приступ после этого прошел. Сама спустилась от раки по ступенькам, на ее лице была …  улыбка. Когда «беса изгоняют», некоторые одержимые рычат по-звериному, а одна женщина начала кукарекать. Вот такая  клиническая картина, которой и в психушке не увидишь!

Люди приходят сюда не только с эпилепсией. Приводят или приносят и таких людей, кто сам ходить не может. У других рука или нога парализованы. Отчего эти люди исцеляются, врачи пока объяснить не могут.

Некоторые сомневаются, услышит ли их Сергий. А монахи знают точно, что он не только все слышит и видит, он – жив! Как-то один батюшка из Лавры обмолвился: вот вчера меняли тапочки Преподобному, говорит, мол, что  ходит святой  по Лавре и благословляет.

 

Главное сокровище – это люди

 

Начиная со времени самого Сергия Радонежского, обитель стала источником самых необыкновенных, мужественных, талантливых, искренне любящих свою страну и отзывчивых людей. Таким был сам Сергий, считавший добро главной силой. Принимал в обитель всех, кто сюда шел. Лечил озлобленные, страдающие души добротой. Увещевал гордых князей не ссориться. Именно напутствие Сергия Радонежского помогло русским войскам в 1380 году решиться дать отпор несметному татаро-монгольскому войску на Куликовом поле. А ведь сомнения были, стоит ли противостоять такой мощной силе? Не слишком ли много жертв потребует сражение за независимость? Но авторитет старца был большим, ему поверили, что русским поможет Бог. Очень переживал Сергий за жизнь каждого воина. И сам отправил на страшную битву лучших своих помощников:  легендарных богатырей-монахов Александра Пересвета (боярина Бронского) и Родиона (Андриана) Ослябя. Сергий  молился все время, пока шла битва, оплакивал каждого погибшего воина, упоминая его в молитве. И была одержана победа. С нее и начали собираться земли русские в великое государство.

Это место притягивало и  таланты земли русской. Именно здесь,  в Троицкой обители, рисовали иконы гениальные русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Самая проникновенная  икона Андрея Рублева «Святая Троица» была им написана над могилой Сергия специально для нового собора.

В давние времена монастыри были похожи на современные научные институты. Здесь билась мысль, снисходило вдохновение, работали летописцы и историки, переписчики книг и ювелиры, резчики по камню и дереву. Здесь работали выдающиеся писатели XV века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Они написали житие преподобного Сергия - замечательный памятник древнерусской литературы. Троице-Сергиева лавра – это национальная сокровищница русской культуры.  До сих пор самая почитаемая святыня Лавры — это чудотворная икона Святой Живоначальной Троицы Андрея Рублева, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым. В ризнице хранились многочисленные драгоценные царские пожертвования XV- XVIII веков, замечательные образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке Лавры были собраны уникальные рукописи и старопечатные книги, некоторые из которых принадлежали еще святым преподобным подвижникам. Всего на 1908 в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 000 печатных книг. Сейчас многие древние летописи и рукописи находятся в государственных исторических музеях, но многие остались и в Лавре.

При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, в 1561 году обитель была  получила статус архимандрии. Настоятели монастыря пользовались особым расположением у царской семьи. А в иноки шли отпрыски самых знатных семей России, что почиталось за честь.

В начале XVIII века Троицкая мужественные люди обители выдержали шестнадцатимесячную осаду польских войск Сапеги и Лисовского. Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмах, обращенных к русскому войску, поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы и значительные денежные суммы, принимала у себя раненых.

В 1744 Троице-Сергиеву монастырю было присвоен почетный статус лавры, чины которой подчинялись непосредственно высшей церковной власти.

Обитель давала укрытие не только немощным и сирым. В 1682, в период стрелецкого бунта, в обители укрывалась Софья Алексеевна с малолетними царями Петром и Иваном Алексеевичами. В 1689 в монастыре нашел защиту от дворцовых интриг царь Петр Первый.

Нашествие французов на Россию не могло не  коснуться болью людей Троицкой обители. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 000 рублей, огромные по тем временам деньги.

До 1814 в Лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 сюда была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов» под названием Московская Духовная Академия. Выпускники академии разъезжались по всей стране, в самые ее удаленные уголки, несли свет и добро, полученное в этом святом месте, в людские сердца.

До 1917  монастырь был крупнейшим в России. Монахов  в нем было  до 420 человек. После декрета Совета народных комиссаров в январе 1918 под угрозой закрытия оказались духовные школы Лавры. Покровский академический храм сделали простым  приходским. В апреле 1919 во время антирелигиозной кампании, несмотря на многочисленные протесты,  мощи Сергия были вскрыты, но даже у атеистов рука не поднялась осквернить обнаруженные в раке древние кости, остатки волос и одежды. В то время в монастыре находился старец Захария. Когда трое чекистов ворвались в его келью и потребовали, чтобы он уходил вон, старец взял крест, осенил им жилище, и, проведя крестом границу между собой и «гостями», спокойно произнес:

– Осмельтесь перейти через эту черту, которой я обвел мою келью, и тотчас упадете мертвыми. Ни один из чекистов не осмелился переступить черту. Когда старец остался один, он еще долго молился за монахов. Захарий последним покинул Троице-Сергиеву лавру.

Однако, несмотря на противостояние людей Лавры,  был закрыт Троицкий собор, монахов выгнали из Лавры, они  нашли приют в приписных к Лавре монастырях, где коммунистами были организованы трудовые коммуны. В 1920 СНК издал декрет о создании музея в стенах Троице-Сергиевой Лавры.

И все-таки - удивительное решение для атеистических времен! – в  1946, сразу после самого тяжелого испытания для нашего народа, Великой  Отечественной войны, когда власти стали мягче относиться к религии, Лавра была передана Русской Православной Церкви. 9 июня 1947 состоялось первое патриаршее богослужение,  в Лавру вновь вернулись монахи. С 1948 возобновлена деятельность московских духовных школ. В стенах Троице-Сергиевой Лавры проводились Поместные и архиерейские соборы Русской Православной Церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей. Сейчас Лавра активно участвует в жизни страны, а мнение церковных властей влияет на ее политику, здесь принимают  первых лиц государства.

Приехав в Сергиев Посад, вы можете всюду встретить учеников Духовной Академии. Не бойтесь обратиться к ним за советом со своими бедами. Вам обязательно ответят, вас поймут, для каждого здесь найдется тепло души и доброе слово. Ведь так завещал сам Преподобный Сергий. А потом эти молодые ребята разъедутся по стране, чтобы в наше непростое время поддерживать добром своей души наших соотечественников в любом уголке нашей родины. Кстати, семинаристы – неженатые в основном молодые люди, так что, если вы – молодая девушка и еще не нашли своего суженого,  здесь вы можете встретить  свою судьбу.

 

К вере человек приходит разными путями. Часто – от большого горя. Но главное, что есть еще место, где человеку дан шанс исправить свою жизнь. Изменить свою судьбу, избавиться от болезней и проблем. Но не просто так. Чтобы их не получить снова, надо глубоко задуматься, а почему эти беды пришли именно к тебе? Праведна ли твоя жизнь?

И найти время вновь приехать в Сергиев Посад, чтобы заглянуть в свою собственную душу.

 

 



Hosted by uCoz